Несложная последовательность действий, описанная ниже, многократно повышает шансы запустить двигатель автомобиля при очень низкой температуре воздуха.
Ни в коем случае нельзя просто так сесть в водительское кресло после длительной зимней стоянки, и, повернув ключ в замке зажигания, начать вращать вал стартера. Это – тяжелейший стресс для аккумулятора, который не пройдет бесследно для этого автомобильного агрегата. Такие действия чреваты разными неприятностями, вплоть до замыкания пластин, и тогда придется купить новый аккумулятор. К тому же, холодный, он не сможет эффективно питать стартер.
Аккумулятор надо прогреть. Делается это просто – коротким включением какого-либо энергоемкого потребителя. Например, фар дальнего света. Включаем зажигание, включаем фары. 15-20-секундной их работы будет достаточно.
После этого выключаем зажигание. Выключаем вообще все – освещение, вентилятор отопителя, обогрев заднего стекла – все в машине должно быть обесточено. Главные сейчас – стартер и свечи зажигания. Все, чем располагает аккумулятор, должно достаться только им, и больше никому.
Теперь рычаг переключения передач – в нейтральное положение, а педаль сцепления – до отказа в пол. Этим мы избавим стартер от необходимости проворачивать вместе с коленчатым валом двигателя еще и первичный вал коробки передач, находящийся в загустевшем на морозе трансмиссионном масле. Облегчим ему работу.
Включаем зажигание повторно. Дожидаемся, когда отработает топливный насос. Удерживая педаль сцепления, включаем стартер.
Если двигатель запустился, а обычно так и бывает, выжидаем 20-30 секунд, и начинаем очень медленно отпускать педаль сцепления, слушая двигатель и посматривая на тахометр. Если двигатель «затыкается» и почти глохнет, реагируем, снова утапливая педаль.
Когда двигатель заработал устойчиво, педаль сцепления отпущена, считаем свою задачу выполненной и включаем обогрев салона.
Если же «схватываний» нет в течение 10-15 секунд от начала работы стартера, не издеваемся над автомобилем – выключаем зажигание, в карбюраторных двигателях открываем воздушную заслонку. Берем скребок и щетку, идем очищать автомобильные стекла. Через 10 минут попытку запустить двигатель повторяем. Часто вторая попытка бывает успешной.
Если нет, идем с тросом к соседу, который уже выкатил и прогревает свой автомобиль, или звоним в такси.
Вообще, эксплуатируя автомобиль зимой, следует иметь в виду, что основа надежного запуска двигателя при больших отрицательных значениях температур – хорошее моторное масло. В идеале – и трансмиссионное тоже. Кроме этого, желательно почаще поглядывать на ремень привода генератора – его натяжение должно быть достаточным, и исключающим проскальзывание. Чтобы аккумулятор, заряжаясь во время движения автомобиля, получал все, что ему положено.
А теперь, бонусом – еще один зимний совет. «Переобувшись» в новую шипованную резину, очень желательно первые километры проехать не по снегу, а по чистому и сухому твердому покрытию. Хотя бы 2-3 км, а лучше – 10-15. Шипы прослужат дольше.