Активисты села Демидово стали участниками областного патриотического общественного проекта «Народная карта памяти». Они обобщили и представили материалы поисковой работы по увековечиванию памяти летчиков 8-й Воздушной армии, захороненных во время Сталинградской битвы на территории поселения.
Поле-аэродром
Нога врага не ступала на левый берег Волги – немецких захватчиков не пустили сюда. Война здесь велась в небе.
10 августа 1942 года командованием 8-й Воздушной Армии генералом был отдан приказ о создании в Заволжье нескольких аэродромов.
Один из них начали строить в лимане Тажи между хуторами Демидов и Столяров. На ровной, практически без растительности площади стали сооружать земляные заграждения для самолетов и зениток - капониры. Это подковообразные сооружения, достигавшие нескольких метров в высоту. Сейчас некоторые из них имеют высоту до одного метра, и очень хорошо видны на месте старого аэродрома.
В начале сентября 1942 г. обстановка складывалась исключительно тяжелая и сложная. Даже не большой дождь выводил полевой аэродром на солончаках из строя.
Из воспоминаний хуторских старожилов:
- Чтобы самолеты могли взлетать в сырую погоду начали прокладывать взлетно-посадочную полосу из кирпичей. Днем и ночью шофера возили стройматериал из села Рахинка, где для этого была взорвана церковь. Подростки подвозили горючее для самолетов из соседнего села, а их мамы и другие женщины заправляли снарядами пулеметные ленты.
- Многие здания на хуторе были отданы военным. Школа - под столовую для личного состава. В доме рядом со взлетной полосой был лазарет, а санчасть располагалась в просторной хате Локтевых. Хозяевам пришлось жить в маленькой кухоньке, но никто не жаловался, наоборот люди с радостью помогали летчикам.
Труженица тыла Анастасия Шадрина добавляет:
- После работ в поле женщины возили на быках песок для взлетных полос…
В период с 13 по 18 августа 1942 года 327 БАО (батальон аэродромного обслуживания) перебазировался в район Демидово и через два дня уже принял на обеспечение истребительские и штурмовые полки.
Штаб командования дивизии располагался в х. Столяров. Размещать личный состав полков и батальонов приходилось частично в домах колхозников, а таковых было всего 24, частично в кошарах, а то и под открытым небом.
К началу осени на аэродроме Демидова уже базировались шесть авиаполков 226 штурмовой и 288 истребительной авиадивизий.
Дрожала степь от ярости моторов
Только в сентябре, в период напряженных боев за Сталинград, летчики, базировавшиеся в хуторах Демидов и Столяров, совершили 424 самолета-вылета. Некоторые опытные боевые экипажи выполняли по четыре боевых вылетов в сутки.
Из воспоминаний очевидцев:
- Возвращались часто израненные, техника, что называется, - в дырочку, без запасов горючего. В ненастную погоду ориентиром летчиков в Заволжской степи служила демидовская мельница. Иногда над хутором в небе завязывались неравные бои…
Восемь лет члены краеведческого кружка Быковского ДДТ под руководством неутомимой активистки Н.Т. Тюкиной вели поиск по установлению имен погибших летчиков. Архивы Минобороны были засекречены в то время, так что работа растягивался на годы через почтовую переписку с однополчанами, родственниками.
Открытие сайтов МО РФ «Память народа», «Мемориал», «Подвиг народа» к 60-летию Победы позволили «оживить» список из двенадцати фамилий, захороненных на окраине хутора Демидов.
3 сентября экипаж в составе командира звена Георгия Олейникова (крымчанин), штурмана Григория Грасс (из Ростова) и сержанта Василия Обертий «возвращался с боевого задания, самолет поджег истребитель противника». Только один из летчиков – Г. Грасс – попытался спастись, выпрыгнул из горящей машины, но парашют не раскрылся.
В этот же день младший лейтенант Михаил Антонов (1918г.р.) совершил посадку в горящем самолете на поле вблизи хутора Столяров
Его пыталась спасти медсестра, она подбежала к месту крушения и в этот момент самолет взорвался. Летчик и медсестра погибли. Похоронены в х. Столярове. Фамилию медработника не удалось установить.
Спустя годы, о Михаиле Антонове узнали, что, возможно, он рос в детском доме. Хуторяне по сей день ухаживают за его могилкой, каждый год поминают его 3 сентября. Больше ведь некому…
5 сентября 1942 года в глубокий тыл, на станцию Обливская, вылетел экипаж Петра Петровича Кондрашова. Вместе с ним был младший лейтенант, 23-летний украинец Василий Хоменко. Район станции был центром аэродромного узла фашистов. В воздухе беспрерывно патрулировали истребители противника, а с земли он прикрывался зенитной артиллерией. Но задание экипаж выполнил. Возвращаясь на свой аэродром; они приняли неравный бой в демидовском небе.
Сбив один из вражеских истребителей, их самолет тоже был подожжен. Экипаж не покинул горящий самолет, "тянул" машину к своему аэродрому. Севернее хутора Демидов «истребитель» врезался в землю и взорвался. На место крушения приехали военные, прибежали местные жители. После тщательного осмотра местности был найден обгоревший орден Красного Знамени, по номеру награды определили, что в числе погибших был капитан Петр Петрович Кондрашов.
Местные жители предали земли тела еще троих летчиков 8-й ВА. Их боевая машина взорвалась над соседним хутором Гурки. В 1962 году останки защитников Сталинградского неба перезахоронили в могилу на окраине хутора Демидов, в Денисовом саду.
Экипаж старшего политрука Тимофея Беспалова и старшего лейтенанта Ивана Баева вылетел на боевое задание 14 сентября 1942 года с аэродрома села С.-Степное. Это был уже 4-й боевой вылет экипажа в сутки на Сталинград. Выполнив боевое задание, крылатые ассы приняли неравный бой с семью "Мессерами". В какой-то момент наш истребитель был подожжен. Летчики выпрыгнули с парашютом, но в упор были расстреляны противником в воздухе. Их тела были привезены на подводе и похоронены в саду х. Демидов.
Через сайт Минобороны узнаем, что они были погодками: Тимофею – 32, Ивану – 31. Оба – кадровые военные. До войны Т.П. Беспалов служил в одной из воинских частей Красноярска, И.С. Баев - военкомом Орджоникидзевского края. Дома у каждого осталась жена…
18 сентября над хутором Демидов разбился старший политрук – начальник воздушно-десантной службы 226 штурмовой авиадивизии В.Д. Котляров, родом из Елани, Сталинградской области.
4 октября погиб при выполнении боевого задания, «сорвался в штопор» пилот Петр Седельников.
14 октября убит при бомбардировке самолетом противника Юрий Ожиганов из Челябинска.
А сколько летчиков не вернулось на аэродром в Демидово после выполнения боевого задания в небе над Сталинградом?..
Осень сорок второго демидовцу Петру Федоровичу Феоктистову было десять лет:
- Помню до сих пор самого веселого летчика - Денисова. Вечерком он играл на гармошке и пел так, что на всю округу было слыхать. Утром он улетел в Сталинград и не вернулся. Сильным был летчик Кузнецов – тоже погиб…
В мирное время ветераны 8-й Воздушной армии посещали Демидово. Поредевшим строем приходили к старой мельнице, возлагали венки к могилам боевых товарищей. Бывали здесь и родные погибших, которых также разыскивали поисковики-школьники.
Воспоминания хуторских старожилов и ветеранов 8-й Воздушной армии, вновь установленные сведения о летчиках, погибших в небе над хутором Демидов и Столяров, вошли во второе рукописное краеведческое издание, над которым трудилась почти год заведующая поселенческой библиотекой Лидия Васильевна Денисова.
Вместе с другими инициативным сельчанами она позаботилась о том, чтобы захоронения летчиков 8-й Воздушной армии в их селе были отмечены огоньком на народной карте памяти. На днях в самую отдаленную точку Быковского района приезжала съемочная группа Волгоград ТРВ - областное телевидение является инициатором вышеукзанного проекта. Историю с левого берега Волги теперь узнала многотысячная аудитория региона. На карте народной памяти зажегся огонек демидовского поля-аэродрома.
(Материал подготовлен в рамках гранта «История малой родины пишется районными газетами»)