Селения Верхний Балыклей и Нижний Балыклей и Терновая Балка тож*

204 раз
1868 год. Первая ошибка. Вместо одного села сразу два 1868 год. Первая ошибка. Вместо одного села сразу два | © Из коллекции автора

Название этих селений не очень оригинально. Селений с таким названием довольно много, и это не случайно. Название татарское и переводится как «гнездо рыб». Впервые на русском языке название реки Балыклеи упоминается в Книге Большому Чертежу, созданной в конце XVI века при царе Иване Грозном с дополнениями в 1627 году. Причем река являлась важным ориентиром для ряда географических пунктов: «а река Кешеня вытекла от Волги, от верха речки Балыклеи, а Балыклея пала в Волгу: протоку шестьдесят верст.

А ниже речки Кешени, пала в Дон река Паншина, течет оттой же реки Балыклеи… А ниже Камышенки сорок верст пала река Балыклея… А ниже Балыклеи на Волге Стрельные горы. А против Балыклеи за рекою Волгою озеро Соленое, вдоль девяносто верст, а около того озера брегом кладязи пресные. А ниже Балыклеи восемьдесят верст на Волге остров Царицын; …а на острову град Царицын». Царицын был на одноименном острове до 1608 года. Название еще одной реки Балыклеи упоминается в той книге, которая протекала на территории современной Украины, ближе к Азовскому морю.

Впервые эту книгу под названием «Древняя Российская Идрография» издал в Москве известный просветитель Николай Иванович Новиков (1744—1818) в 1773 году. Наша же река Балыклея упоминается датским путешественником и дипломатом Адамом Олеарием, который проплывал по Волге в 1634 году.

При основании Волжского казачьего войска в 1732 году на берегу реки Балыклеи была заселена станица Балыклейская Волжского казачьего войска. В 1770-1771 и 1777-1778 гг. волжские казаки были выселены на Терек. Лишь части казаков было позволено остаться на Волге, в основном старикам и малолеткам. Ими была основана новая станица Суводская, впоследствии названная Александровской, в честь Императора Александра I, который в 1804 году сделал их частью Астраханского казачьего войска. А бывшая станица Балыклейская была заселена крестьянами из разных губерний и стала казенным селом Балыклейским, первые сведения о котором относятся к 1783 году. В конце XVIII века село Балыклей (Горный) в метрических книгах иногда называлось селение Мордва, что говорит о том, что основная масса переселенцев была мордовской национальности.

Согласно старинным картам, на Планах генерального межевания Царицынского уезда, составленного в 1805 году, присутствуют хутора Верхний и без названия при овраге Терновом (на самой карте ошибочно написан "овр[аг] Калмыцкой", т.е. Калмыцкий). На карте Федора Федоровича Шуберта (1789-1865), составленной к 1840 году, вышеназванным селам соответствуют хутора Верхний и Нижний.

Епископ Саратовский Иаков (Вечерков) (1792-1850) в "Статистическом очерке Саратовской епархии" (1845) сообщает, что молитвенные дом "в селе Балыклеях деревянный, одноштатный, построен 1843 года. При нем прихожан мужеского пола 605, женского 644 души, в том числе раскольников молокан иудействующих обоего пола 155 душ, воскресенников 32 души обоего пола". Деревянная Вознесенская церковь была построена в 1866 году и перестроена в 1885. Закрыта была 4 июля 1938 года. Однако первой все же построили Михаило-Архангельскую церковь в  Терновой Балке в 1864 году, а закрыта она была 11 марта 1934 года.

По состоянию на 1859 год казенный хутор Нижне-Балыклейский принадлежал ко второму стану Царевского уезда Астраханской губернии. На тот момент в хуторе было 60 дворов и 473 жителя (243 мужчин и 230 женщин). Интересно, что по тому же списку шла и деревня казенная Терновая Балка с таким же количеством дворов и таким же количеством жителей (количество мужчин и женщин было таким же), отличало их только описание месторасположения и расстояния от уездного города и становой квартиры, из которых получалось, что между ними расстояние всего 2 километра, впрочем, как и между Нижне-Балыклейски хутором и Верхне-Балыклейским казенным селом. А в описании местоположения Нижне-Балыклейского хутора и Верхне-Балыклейского казенного села была одна та же запись "при Волгском займище и озере Безыменном".

По состоянию на 1859 год в селе Верхне-Балыклейском имелось 222 двора, в которых проживало 1508 жителей (730 мужчин и 778 женщин) и церковь православная. Про Терновую Балку там же написано, что она расположена "при балке Терновой и озере Безыменном". На Топографической карте Стрельбицкого 1868 года есть три населенных пункта: Терновая Балка, Нижнее Балыклейское и Верхнее Балыклейское. Скорее всего, ошибочное представление об одном населенном пункте — Терновая Балка и Нижний Балыклей, так же как на некоторых картах встречается Безродное и Верхне-Ахтубинское как разные населенные пункты. Любопытно, что было и третье название у Терновой Балки — Мордва.

В Подробном Атласе Российской империи 1871 года Верхне-Балыклейское указано Балыклейским, а на карте Саратовской губернии того же года указаны Балыклейские хутора.

В сентябре 1873 года в с. Балыклейском в приходе Вознесенской церкви было 984 д. м.п., а в с. Терновая Балка в приходе Михаило-Архангельской церкви было 407 д. м.п.

В "Дорожнике Астраханской губернии" на тот же 1873 год в описании проселочной дороги от села Верхне-Ахтубинского до границы Самарской губернии указано расстояние между селами Терновая Балка и Верхне-Балыклейским как 2 километра, с пояснением "Проселочная дорога от селения Верхне-Ахтубинского до границы Самарской губернии вполне удобна, за исключением четырех глубоких оврагов, близ хутора Калинова и селений: Кислова, Терновой Балки и Калмыцкобалкского. Впрочем, овраги эти, образовавшиеся от стока в Волгу весенних вод, затрудняют проезд только в период таяния снегов".

В 1877 году по сведениям полиции в селе Нижне-Балыклейском (Терновая Балка тож) было 186 дворов, в которых проживало 532 мужчины и 555 женщин, а всего 1087 человек. Про него далее сказано: "Селение Нижне-Балыклейское находится при Волжском займище и образовалось оно из жителей Петровского уезда Саратовской губернии, переселившихся в 1849 году; такое название получило оно потому, что население это расположено ниже основанного в 1843 году села Балыклейского, именуемого Верхне-Балыклейским; в селе находится церковь, питейное заведение, 1 кузница и 9 мельниц".

В 1877 году, по сведениям полиции, в селе Верхне-Балыклейском было 366 дворов, в которых проживало 1151 мужчина и 1239 женщин, а всего 2390 человек. Про него далее сказано: "Селение это находится тоже при Волжском займище и образовалось оно из жителей нагорного села Балыклей Царицынского уезда Саратовской губернии, переселившихся в 1843 году, отчего получила эта населенная местность название Балыклейского, а со времени образования в 1849 году ниже его другого села, стала называться Верхне-Балыклейским; в нем есть церковь, сельское управление, для сельских сходов, училище, торговых лавок 4, питейных заведений 2, маслобойных заводов 2, кузниц 3, пожарный обоз, хлебный магазин и ветряных мельниц 28".

В 1883 году наши селения описаны следующим образом: "Верхне-Балыклейское село бывшее государственное, при реке Воложке, дворов 435, жителей 2396, церковь православная, 6 лавок, ярмарка, базар", "Нижне-Балыклейское (Терновая Балка), при ерике Терновой Балки, дворов 200, жителей 1120, церковь православная, лавка".

В 1895 году описатель секты духобратьев (впоследствии еноховцев) священник Андрей Лаврович Смирнов († 6.01.1896) (кстати, священник Вознесенской церкви с. Верхний Балыклей в 1892-1893 гг.) сообщает, что проповедовать ездил ересиарх Андрей Лукьяныч Черкасов и в том числе и в Балыклеи.

В 1897 году по переписи в Верхнем Балыклее с населением 1888 мужчин и 1981 женщина, итого 3869 жителей, из них православных 3493 человека, то есть 366 сектантов, и Нижний Балыклей населяют 770 мужчин и 780 женщин, а всего 1550 человек, из них православных 1531 человек, сектантов 19 человек.

При прокладке маршрута железной дороги в 1899 году село называли Терновой Балкой, так же как и в дорожниках 1873, 1879, 1889, 1904 годах.

Известный саратовский краевед Александр Николаевич Минх (1833—1912) писал, что "Против с. Балыклей, на луговой (левой стороне) Волги (Астраханской губернии) лежит село Балыклейские хутора (село Верхне-Балыклейское и деревня Нижне-Балыклейская), выселенные из правобережнего Балыклея в то время, когда Заволжье принадлежало еще к Царицынскому уезду... На левом берегу Волги находятся принадлежащие Балыклейскому обществу сенокосные дачи в количестве 1014 десятин, расположенные против с. Нижний Балыклей (Мордвы тож), Астраханской губернии; в этих дачах есть и лес, который лет 35-40 назад был очень крупен, но теперь вырублен". В результате этого в 1860-х годах от усиленной вырубки леса и усиленной распашки около села Верхний Балыклей начали образовываться переносные пески.

Как уже упоминалось, известный археолог и этнограф Александр Власьевич Терещенко (1806—1865) в своем очерке истории города Царева и его уезда (1845) сообщает, что "единственнейшие может быть в мире арбузы, это те, которые растут в хуторах Царевского уезда, а именно в Быкове, Пролейках и Балыклеях, заселенных государственными крестьянами. Эти хутора отделены от Камышина рекою Волгою; до образования Царевского уезда (1836 год) они принадлежали Камышину, а потому самые арбузы славились под именем Камышинских, коих имя удержали и доселе".

Минх к этому добавляет через полвека, что Балыклейские селения прочно держат второе место по арбузам сразу после Быковских.

Перу замечательного русского писателя и путешественника Евгения Львовича Маркова (1835—1903) принадлежит книга его путешествий «Россия в Средней Азии» (1901), где он, между прочим, описывает и наши поволжские селения, которые он видел проезжая по Волге на пароходе: «Села попадаются нечасто, верст через 8-10, но зато большие, богатые, с хорошими храмами, настоящие приволжские слободы: Водяная, Пролейка, Балыклея, против которой на левом берегу другая Балыклея – Верхняя, потом Караваинка, Антиповка, Быковы Хутора, поставляющие на всю Русь православную свои чудные арбузы, известные в торговле под именем камышинских.

Хутора эти также на левом берегу. Вообще от Царицына левый берег уже покрыт поселениями. Это не те луговые, покрытые тальником острова, которые до Царицына отделяли от коренной Волги русло Ахтубы. Тут Волга валит одним сплошным и прямым столбом, без всяких виляний в стороны, широко, как скатерть, водною дорогою, между двух своих надежных коренных берегов. Тут уже прекращается вместе с окончанием Царицынского плеса рыболовное царство, и береговые жители занимаются мелкою рыбою только для себя и между делом. Впрочем, с 15-го мая наступило время запрета рыбной ловли и здесь, и везде, так что рыбаков почти не видишь теперь».

Согласно Рапорту Балыклейского волостного правления Царевского уезда Председателю Царевского уездного комитета о нуждах сельскохозяйственной промышленности от 28 сентября 1902 года: "местным торговцем Леонтьевым продано крестьянам жатвенных машин одиннадцать штук, другие же земледельческие орудия и плуги местные крестьяне покупают в слободе Николаевке, посаде Дубовке и гг. Царицыне и Камышине; удобрительных туков волости не употребляется; посадочные материалы для фруктовых садов приобретаются из села Золотого Камышинского уезда, хлебные и др. семена покупают и выменивают у хлебных торговцев в селе Быкове".

В 1902 году в Верхнем Балыклее было надельной земли 16605 десятин (из них пахотной 9587, сенокосной 376, лесной 284, под выгоном 4421, под садами и бахчами 1375, летучих песков 562), хлебопашеством занимались, имея плуги 406 дворов (при этом общее количество плугов 507), не имели плугов 274 двора, жнеек было 43, борон 976, сеялок 5, веялок 25, граблей 5, ветряных мельниц 17 плюс одна паровая, не имело скота 80 дворов, кожевенных заведений 4, кож вывозилось 600, хлеба вывозилось из села 25000 пудов в год.

В 1902 году в Нижнем Балыклее было надельной земли 9777 десятин (из них пахотной 6152, сенокосной 353, лесной вообще нет, под выгоном 2707, под садами и бахчами 506, летучих песков 59), хлебопашеством занимались, имея плуги 124 двора (при этом общее количество плугов 209), не имели плугов 129 двора, жнеек было 44 и еще была одна молотилка, ветряных мельниц 9, борон 348, сеялок 12, веялок 16, паровая молотилка 1, граблей 1, не имело скота 43 двора, кожевенных заведений 1, кож вывозилось 500, хлеба вывозилось из села 15000 пудов в год.

В Верхнем Балыклее отлично развивалось бахчеводство, особенно арбузоводство, и садоводство. Причем был выведен новый сорт яблок Анис Розовый местным селянином А.М. Леонтьевым. Сорт, сходный с Анисом красным, но отличается от него полосатостью и более ранним созреванием.

Революции многое изменили в наших селах. В 1917 году почти повсеместно появились ячейки партий большевиков и эсеров, а после мятежа левых эсеров летом 1918 года большевистский партком села Верхний Балыклей писал в ЦК, что "со дня открытия ячейки и благодаря ей много очищено грязи с Советской власти, накиданной несознательными элементами, буржуа-кулаками и их приспешниками. Совет совершенно очищен от этих негодяев".

 В 1920 и 1921 годах в наших степях был неурожай, а в 1921 году еще и засуха, уничтожившая до половины посевов. К зиме 1921-1922 гг. начался мор. Продовольствия ввозилось мало, иногда по 2-3 дня не было ничего. Люди ели не только домашних животных, но полевых грызунов, собирали в пищу желуди и корешки растений, кору деревьев. Губернские власти сообщали о 600 тысячах голодающих в крае, и скончавшихся от голода 2100 человек.

Были зафиксированы случаи каннибализма и помешательства на этой почве, и самоубийства, причем не единичные, особенно в селах, расположенных близ Волги: от Погромных и выше. Вот один из примеров: "В Верхнем Балыклее в одной семье умер от голода мужчина. Его жена распотрошила супруга и скормила детям его сердце, печенку и легкое". Коммунистическая власть в наших краях не давала есть даже своим последователям, и потому многие партийцы массово стали покидать партийные ряды, распадались ячейки и даже волостные организации.

Стали процветать злоупотребления властью, появились банды из бывших коммунистов. В общей массе преступлений власти партизаны были каплей в море, но именно власть стала гибче, причем именно из центра, из Москвы: заменила продразверстку продналогом и ввела НЭП. Теперь крестьяне были себе хозяевами и на таких же условиях работали и коммуны. Повстанцы же стали по-настоящему большим злом для крестьян.

Характерен вот такой случай: 6 апреля 1921 года антисоветские повстанцы носаевцы после налета на с. Быково ворвались в коммуну "Правда", расположенную в 12 верстах восточнее Верхнего Балыклея: отняли скот, семена, земледельческие орудия и одежду, заведующего зарубили. 10 июня 1921 года был совершен налет на село Верхний Балыклей, из общества было вывезено 525 пудов хлеба и уничтожен телеграфный аппарат. В июле запланировали в борьбе с бандитизмом выселять хутора, все, что были менее 300 жителей и 50 дворов и находящихся далее 10-верстной полосы от уездных и волостных центров.

13 августа 1921 года власти с повстанцами договорились о создании мирной зоны "в полосе на 50 верст в глубину от берега Волги и вдоль от села Рахинки до Верхних Балыклей" и вовлечению отрядов партизан в сводный отряд Сафронова, председателя ревкома Степано-Разинской станицы, для борьбы не только вооруженной, но и агитационной, против еще действующих партизанских отрядов. В конце концов, из-за несогласованности действий властей волостного уровня все это сорвалось.

В конце января 1922 года банда Якова Фомина, пришедшая с нагорной стороны Волги, напала на крестьян Верхнего Балыклея, отобрала у них хлеб и подводы.

8 декабря 1921 года Всероссийский центральный исполнительный комитет принял постановление «Об утверждении Николаевского уезда Царицынской губернии», в состав которого входила, в том числе, и Верхнебалыклейская волость. 12.07.1928 сельсоветы Верхний и Нижний Балыклеи (вместе с группами хуторов-одиночек) Калмыцко-Балкской волости Николаевского уезда включены в состав Николаевского района Камышинского округа Нижне-Волжского края. 23.07.1930 округа были ликвидированы. 29.01.1935 Верхне-Балыклейский и Нижне-Балыклейский сельсоветы были включены в состав Пролейского района.

О том, какими показателями встретили Балыклейские селения 20-летие революции, говорят красноречивые цифры.

В 1936 году в Верхне-Балыклейском сельсовете числилось 547 хозяйств с населением 1831 человек, причем собственно в Верхнем Балыклее значилось 521 хозяйство и 1712 человек населения (для сравнения предреволюционный 1916 год — 762 двора и 4295 жителя), больница и неполная средняя школа, население русское. В Нижне-Балыклейском сельсовете числилось 180 хозяйств при населении в 660 человек, из них собственно в Нижне-Балыклейском было 160 хозяйств при населении 587 человек (для сравнения предреволюционный 1916 год — в 273 дворах 1932 человека), население мордвины. На Восточных хуторах (или Восточное, появилось как отдельная единица в 1935 году) 20 хозяйств населяли 73 человека, по национальности мордвины. Пристань Балыклей находилась в 4 км от Верхнего Балыклея и в 7 км от Нижнего Балыклея.

В с. Верхний Балыклей есть братская могила участников гражданской войны и советских воинов, погибших во время Сталинградской битвы.

В 1958 году жители сел были переселены на новое место в связи с затоплением старых территорий селений водами Волгоградского водохранилища.

В 1959 году Пролейский район был переименован в Приморский. 14 апреля 1960 был упразднен Нижне–Балыклейский сельсовет. Его территория в границах земель колхоза «Путь к коммунизму» и станица Степано-Разинская передана в состав Урало-Ахтубинского сельсовета, а территория в границах земель колхоза «Октябрьская революция» и село Нижний Балыклей - в состав Верхне-Балыклейского сельсовета.

В 1963 году в связи с упразднением Приморского района включены в состав Среднеахтубинского района. По состоянию на 1 января 1964 года Нижний Балыклей относился к Верхнебалыклейскому сельскому совету. В 1965 году переданы в состав Быковского района Волгоградской области, где по настоящее время и находятся.

В Нижнем Балыклее в 2010 году проживало менее 100 человек, в Верхнем - 1730.

В истории Заволжья существует общая тенденция удревнять историю своего селения у местных жителей. В качестве примера, подтверждающего этот тезис, история и этих соседних сел на левом берегу Волги, описанная в книге уже нам известного волгоградского землемера А.В. Воробьева «От Эльтона до Урюпинска» (2004).

Итак, в исторической справке о селении Верхний Балыклей Быковского района указано, что село «основано в конце XVII века переселенцами из Горного Балыклея» Дубовского района, находящегося на другой стороне Волги. Но интересно, что в исторической справке о Горном Балыклее в этой же книге указано, что село основано в первой половине XVIII века, однако, это не так, так как речь могла идти о станице Балыклейской, а не о селе, которое возникло вскоре после переселения волжских казаков на Кавказ. У Воробьева «более точную» датировку имеет село Нижний Балыклей: оно основано в 1690 году. Откуда взяты эти фантастические даты, можно только догадываться.

К сожалению не сохранилось ни одной фотографии ни селений, ни церквей.

_______________________

*Тож - так было принято до революции говорить о селах, которые имели двойные названия.

Корпорация Фортстрой
Как заработать на недвижимости, подробнее на сайте comintour.net
Бетон для больших домов, выбор оптимального на странице http://stroidom-shop.ru