Поддержи военнослужащих и добровольцев СВО!

×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID 110.
Пятница, 24 июля 2020 14:17

День ВМФ: о службе морской, о дружбе большой

Владимир Жемуханов из Луговой Пролейки поделился воспоминаниями об армейской службе на самом мощном в мире боевом разведывательном атомном корабле «Урал».

Главный морской праздник в семье Жемухановых празднуют сразу трое братьев. Все родом из Катричева, из далекого степного села. Огромное море каждый из них впервые увидел в армии. Старший Юрий и младший Игорь служили на Черноморском флоте. Средний Владимир нес трехгодичную службу сначала на Тихоокеанском, затем на Балтийском флотах.

Владимира призвали в армию после окончания первого курса Волгоградского педагогического института. Было на сей счет постановление правительства. На областном призывном пункте его отобрали во флот. Перелет в учебку на о. Русский под Владивостоком проходил с несколькими пересадками.

- Всю Россию увидел за сутки, впечатлений было столько, что о суровых армейских буднях не думалось, - вспоминает Владимир.

Остров Русский встретил непогодой, хотя был июнь. Сырость – дожди могли лить неделями, сильные ветра. В сентябре здесь уже властвовала настоящая осень. Суровый остров буквально напичкан военно-морскими школами. Друг от друга они отделялись сопками. Владимира определили в электромеханическое отделение. В классах все оборудование было таким, как на корабле. Учеба студенту вуза давалась просто, а вот адаптироваться к другому часовому поясу пришлось нелегко. В ноябре группе из сорока курсантов был дан приказ об отправке в Питер. Двенадцать суток под стук колес также добавили немало впечатлений.

- Мы огибали озеро Байкал, - рассказывает очевидец. – Озером его назвать трудно – оно бескрайнее, как море.

По месту прибытия в северную столицу, обученных специалистов из числа срочников привезли на Балтийский завод, где они увидели мощный боевой корабль – место их будущей службы.

- При виде его я испытал потрясение, мне казалось, что такая махина просто не сможет держаться на воде, - свежи воспоминания у нашего земляка, хотя прошло более тридцати лет с того момента.

На заводе шутили: если постороннего человека завести на «Урал» и оставить во внутренних помещениях, он будет выбираться оттуда несколько дней. Так оно и было. После месяца службы Владимир мог свободно передвигаться по кораблю. Атомоход не только был огромен, но и заключал в себе чрезвычайно сложную систему размещения служб и оборудования, состоявшую из 1500 помещений. На кормовой части корабля находились ангар и взлетная площадка для вертолета. И всем этим управляла команда численность около тысячи (!) человек. Им было доверено пройти ходовые испытания трехмачтового боевого разведывательного корабля с двумя атомными реакторами на борту.

Аналогов в мире не было, потому испытания в водах Балтийского моря длились почти три года. Два с половиной из них служил на «Урале» парень из Заволжья.

- Мы уходили в море на семь-восемь месяцев, ставились разные задачи, - продолжает собеседник. – Было трудно, но спасала настоящая флотская дружба. Офицеры и мичманы позволяли в определенные моменты называть их по именам, по-братски бережно относились к нам, к восемнадцатилетним армейцам.

Условия были отличные. Удобные каюты и кубрики, полноценный медблок (а как без этого, ведь практически каждый испытал морскую болезнь на себе), спортзал, кают-компании, сауны с душами, бассейн и даже кинозал. Питание, как в ресторане: рыба, мясо, выпечка, соки, шоколад, сгущенка и другие деликатесы.

Кроме внутреннего бассейна, у моряков была возможность окунуться и в морскую пучину. Не ради удовольствия, конечно, а для отработки навыков спасения. Огораживали определенную морскую площадь надувным корпусом без дна. В открытом море наш степняк и научился отлично плавать.

Владимир достойно нес службу. Был старшиной электромеханической боевой части, командиром отделения группы автоматики и телемеханики. Ему предлагали после срочной остаться в Питере, поступить и учиться в военно-морском училище. Старшина Жемуханов не принял судьбоносного решения - домой тянуло, не был на родине три года.

О возвращении домой не жалеет и нынче. После армии окончил вуз, и вот уже тридцать с лишним лет преподает ОБЖ и технологию в Луговопролейской школе, руководит военно-патриотическим клубом. О службе на флоте рассказывает своим воспитанникам. Вспоминая, все-таки жалеет об одном.

В 1989 г. (а летом этого года наш земляк демобилизовался) был подписан акт государственной приемки корабля, и начался его переход в порт приписки Владивосток. В походе корабль-разведчик скрытно сопровождала наша многоцелевая атомная подводная лодка. А еще – множество самолетов и кораблей стран НАТО, которые терялись в догадках: зачем русским этот океанский гигант с космическим антеннами?..

- Надо было все же остаться на сверхсрочку и стать участником этого дальнего похода. Пересечь три океана: Атлантический, Индийский и Тихий, увидеть южные страны, салютовать вместе с экипажем во время пересечения экватора, - признается собеседник. Но тогда молодого моряка не только тянуло домой. – Поход на атомоходе – это не прогулка на яхте. Тогда на дворе стоял 1989 год, и память о чернобыльском кошмаре была еще очень свежа…

Прочитано 666 раз

Что еще произошло в регионе и районе

Быково ТВ

О симптомах омикрона у детей

Подробности
2 года(лет) тому назад

ЕР против QR

Подробности
2 года(лет) тому назад

Голосования по QR-кодам не будет

Подробности
2 года(лет) тому назад

  © Быково-медиа 2009-2021

  Сетевое издание "Быково-медиа" зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-66848 от 15 августа 2016 года | Учредитель: Муниципальное бюджетное учреждение «Быково-медиа» Быковского муниципального района Волгоградской области | Главный редактор: Е.Г. Нестеренко | Адрес редакции и издателя: 404062, Волгоградская область, р.п. Быково, ул. Советская, 65 | Телефон: (84495) 3-15-85 | E-mail: kommunar03@mail.ru