16 ноября отмечается Всемирный День рукоделия. Это праздник появился неслучайно – с самого момента своего создания в 1945 году ЮНЕСКО – специальное учреждение Организации Объединенных наций, в ведении которого вопросы культуры, образования и науки, было обеспокоено, преимущественно, сохранением памятников материальной культуры, многие из которых понесли существенный ущерб в ходе Второй мировой войны. Однако спустя 30 лет выяснилось, что в защите нуждаются и другие объекты культуры, так называемое нематериальное культурное наследие, к которому были отнесены, среди прочего, знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами. Конвенция, закрепляющая необходимость их охраны, была принята ЮНЕСКО в 1975 году.
Быковчанин Владимир Щербаченко с самого раннего детства имел слесарно-механические склонности. Вот попалась на глаза хорошая такая, крупная гайка - так почему бы не зажить ее в тиски и не выточить из нее, к примеру, перстень-«печатку»? А вот обработка древесины как-то не увлекала тогда.
Увлечение резьбой по дереву началось гораздо позже, лет пятнадцать назад, когда в руки Владимиру Анатольевичу попала хорошая дубовая доска – материал в нашем регионе довольно редкостный. Сразу же возникла идея попробовать вырезать из нее икону. Нужных инструментов не было, однако навыки работы с металлом сослужили хорошую службу – с изготовлением инструмента из того, что имелось в наличии, проблем не возникло. Хотя и получилось не совсем то, что нужно для резьбы по дереву.
Основы ремесла и творчества мастер постигал самостоятельно – методом проб и ошибок. Учителей для себя искать не стал, подходящей литературы не было. Дело пошло намного веселее после того, как друг Владимира Анатольевича, выслушав рассказ о его новом увлечении, снял с полки в своей мастерской коробку с набором профессионального инструмента для резьбы по дереву: «Хочешь – возьми его себе!»
В работах Владимира Щербаченко преобладают религиозные темы. За годы увлечения резьбой по дереву изготовлено и роздано людям множество икон, около десятка работ выполнено под заказ.
- А натюрморт, пейзаж? – задаю вопрос.
- Практически в каждой моей работе, - рассказывает мастер, - присутствуют растительные мотивы – ветви, листья.
И действительно, некоторые виртуозно выполненные элементы резьбы Владимира Анатольевича вполне можно, если бы не цвет и древесная фактура, принять за живые объекты природы. А еще он предпочитает в качестве материала дуб, иногда березу, а вот липу и осину не использует. Несмотря на легкость обработки, они не могут дать того, что нужно от материала именно ему. Вдохновение черпает в красоте природы, геометрический орнамент использует очень редко, только там, где его применение оправдано сюжетом и композицией работы.
Самая масштабная по размерам и по замыслу картина Владимира Анатольевича потребовала около года кропотливой работы. А кроме творчества, он увлекается рыбалкой – летней и зимней, как и многие другие, рожденные в советский период жители нашего Быково. На Волге, все-таки, живем…
- Как близкие относятся к вашему увлечению резьбой?
- С пониманием. Хотя и без особого энтузиазма. Пробовал увлечь работой с деревом сыновей – у меня их двое, - и оставил эту затею. Сейчас людей интересуют, в основном, гаджеты, интернет, цифровые технологии.
В ближайших творческих планах Владимира Анатольевича создание работы «Тайная Вечеря». Контуры фигур Христа и апостолов уже перенесены на материал. Мастер хочет добиться такого эффекта, при котором впечатление зрителя от объемно переданного сюжета будет меняться в зависимости от точки, с которой он будет рассматривать картину.
- Сразу бросаться в работу нельзя, - говорит мастер, - малейшая ошибка, допущенная на начальном этапе, вызовет досаду, недовольство собой. Можно вообще потерять интерес и отказаться от задуманного. Поэтому все шаги должны быть заранее тщательно продуманы и спланированы. Работа сначала должна «вызреть» в душе и сердце автора.
Все-таки правильно сделали в ЮНЕСКО, что придумали отмечать международный День рукоделия – праздник таких людей, как наш земляк Владимир Щербаченко – увлеченных, не представляющих своей жизни без творчества, создающих своими руками красоту.