Село Соляной Ерик – Новоникольское

Хор певчих Ново-Никольской Параскевинской церкви
Хор певчих Ново-Никольской Параскевинской церкви | © Андрей Клушин

В какой уже раз «память старожилов» попытается вспомнить «то, чего не было». Современный исследователь Волгоградской области А.В. Воробьев дает такую причудливую историческую справку-объяснение, основанную на «памяти старожилов»: «Весной 1868 года в селе Никольском Моршанского уезда Тамбовской губернии вспыхнул бунт крестьян, бунтовщиков послали на озеро вывозить соль. Из-за тяжелых условий мужики вновь взбунтовали. Часть крестьян арестовали, другие ушли и поселились на левом берегу Волги. Свое поселение назвали «Новое село Никольское», т.е. Новоникольское».

Воробьев не историк, чиновник землеустроения, и практически все его "исторические" справки написаны со слов старожилов. Никакой документ не сообщает об участии жителей этого села в соледобыче и, тем более, о каком-то там бунте в этой связи. Однако истории села Новоникольского повезло, сохранилось довольно много свидетельств подлинной истории селения.

Инженер Петр Кузьмич Фролов (1775-1839) задумал в 1812-1813 гг. создать проект или канала, или чугунки (железной дороги) от озера Эльтон к Волге. Один из вариантов, который рассматривался, был должен проходить через селение Соленый Ерик-Новоникольское, то есть на тот момент одна из дорог Эльтон-Волга шла на Дубовку. Интересно, что это могла бы быть вторая железная дорога в России, причем самая длинная (150 км), так как первую дорогу Фролов создал в 1809 году протяженностью всего 2 км.

На «Геометрической карте Саратовской губернии», датируемой примерно 1805 годом, фигурирует «село Ново-Никольское Соленое тож».

Известный саратовский краевед Андрей Филиппович Леопольдов (1800-1875) писал в 1839 году: «Село Соляной Ерик стоит при ерике столь соленом, что вода его не только не годится в пищу человеку, но даже и на пойло скоту».

В 1852 году вышел том Военно-статистического описания Российской империи, посвященного Астраханской губернии: «Сел. Новоникольское, число дворов 296, число душ муж. 791, число душ жен. 787». Судя по этим данным, источник сведений был уже устаревшим, так как годом ранее Царевский уезд, куда относилось село Новоникольское, был передан из Саратовской губернии, так как в 1845 году саратовский епископ Иаков Вечерков писал в «Статистическом очерке Саратовской епархии»: «[Церковь] в селе Соляном Ерике во имя Св. мученицы Параскевы, нареченные Пятницы, каменная, однопрестольная, одноштатная, построена в 1815 году. При ней подцерковной земли 66 десятин, прихожан мужеского пола 1076, женского 1157 душ, в том числе раскольников беглопоповской секты мужеского пола 3 души».

Священник Иоанн Карпович Альбанов и благочинный Иоанн Игнатьевич Безобразов написали в 1852/1853 гг. сведения, объясняющие многое: «Жители села состоят из переходцев, бывших государственных крестьян сел: Нового Черняева, Старого Черняева, Пеньков, Высокого и Покровки Тамбовской губернии Шацкого уезда. Оседлое жительство они начали иметь на настоящем месте с 1785 года.

В 1805 году большая половина из них причислена к Уделу. И жители села состоят из двух обществ: удельного и государственного; то и название села имеется двоякое: по удельному ведомству имеется Новоникольским, а по государственному и по документам церковным именуется Соляным Ериком, или Соленым от соленого свойства воды в их речке.

Вдоль же села имеется небольшой ерик, имеющий соленую воду, по которому и самое село носит название Соляного Ерика. Новоникольским именуется оно по часовне, бывшей прежде построения у них в 1815 году церкви, во имя св. Николая. Прихожане села Соленого Ерика с начала поселения своего 1785 года были причислены приходом к Воскресенской церкви села Водяного в нагорной стороне.

По близости нашего села к бывшей столице Золотой Орды, некогда существовавшей в поле, занимаемом жителями села Соляного Ерика, имеется несколько курганов (коих не более 5), которые напоминают о следах существования татар на нашем месте. Все они одинаковой формы – круглые, возвышенные, от 2 до 5 аршин вверх; кругом курганов углубления в землю, представляющие канаву вокруг, также и в средине курганов имеются небольшие ямы.

Жителей в селе состоит налицо за 1853 год: удельных крестьян мужеска пола 806, женска 802 души; государственных крестьян мужеска пола 585, женска 580 душ. Раскольников поповской секты мужеска пола 3, женска 4 души; молокан воскресной секты мужеска пола 1, женска 2 души; иудейской мужеска пола 6, женска 2 души; военных отставных солдат и солдаток мужеска пола 24, женска 24 души. Купцов и мещан мужеска пола 7, женска 11 душ и духовных мужеска пола 8, женска 8 душ. А всего разных сословий: мужеска пола 1440, женска 1433 души».

Удельные крестьяне – были крестьянами особого положения, они занимали среднее положение между частновладельческими и казенными крестьянами, чьи официальные налоги отличались: казенные платили примерно на 2 рубля меньше, чем удельные, а удельные на 2 рубля меньше, чем частновладельческие.

В селе с 1805 стали официально существовать два общества, которых поначалу объединяла церковь, но общества объединить так и не удалось, и вторая церковь Николаевская для бывших казенных крестьян была построена в 1881 г., которая была приписной к старой Параскевинской церкви до 1884 года. Закрыта эта церковь была в 1935 году, в то время как Параскевинская была закрыта в 1938 году.

На одной из сохранившихся фотографий до затопления старого места села видна на фоне села каменная церковь, это Параскевинская, Николаевская же церковь была деревянной.

В 1877 году по данным полиции в селе, основанном в 1782 году, проживало 1405 мужчин и 1476 женщин, обращает на себя внимание наличие в таком не особо крупном селе 2 пожарных обоза, как в Николаевской слободе, которая более чем в 6 раз была населеннее. В селе было училище, 5 торговых лавок, 4 питейных заведения, 2 кузницы, 2 хлебных магазина, 2 салотопленных завода, 2 маслобойни, 64 ветряные мельницы.

К первой всероссийской переписи 1897 года село выглядело так: «Ново-Никольское (Соляной Ерик), бывшие государственные крестьяне: 305 двор, 858 мужчин, 854 женщин; бывшие удельные крестьяне: 447 двор, 1485 мужчин, 1524 женщин; Кроме того на землях волости расположены 10 хуторов (56 дворов с населением 207 душ мужского пола и 188 душ женского пола)».

По Рапорту Ново-Никольского Волостного Правления, Царевского уезда, Председателю Царевского Уездного Комитета о нуждах сельскохозяйственной промышленности, от 5 сентября 1902 г. следует: «Вследствие предписания от 27 августа за № 157, Волостное Правление имеет честь донести Вашему Высокородию:

1) местными торговцами продано в текущем году 12 хлебных косилок, а остальные земледельческие орудия покупаются крестьянами в г. Царицыне и пос. Дубовке;

2) удобрительные туки местными крестьянами не употребляется, а также, за отсутствием садов, посадочные материалы не приобретаются;

3) мукомольных мельниц ветряных — 55 и 1 — паровая, маслобоен — нет; кожевенных заводов — нет, хлеба вывозят из села: пшеницы — 4,000 пудов и ржи — 3,000 пудов; рогатого скота — 300 шт., лошадей — 50 штук, овец — 1,500 штук, кож крупного рогатого скота — 100 штук и овчин — 500 штук».

Отмечалось в 1902 году, что хлебопашеством занималось 300 дворов бывших казенных крестьян и 500 дворов бывших удельных крестьян, при этом 100 казенных и 205 удельных дворов не имели собственных плугов. При этом казенные имели надельной 23798 десятин земли, а удельные всего 11416, но у казенных совсем не было лесных угодий. Скота не имели 55 казенных дворов и 110 удельных.

В 1914 году село Ново-Никольское (Соленой Ерик) было волостном селом, и при волостном правлении была почта и телеграф, а в 1061 дворах проживало 3698 мужчин и 3531 женщин, итого 7229 жителя. В 1917 году проживало 7050 жителей. 10 декабря 1917 года был организован союз увечных воинов, который был настроен пробольшевистски. Но разница во взглядах среди жителей доходила до того, что крестьяне при новых порядках решили разделить село на две части, на два разных села, каждый со своей церковью: Верхне-Ново-Никольское бывших казенных крестьян с деревянной Николаевской церковью и Нижне-Ново-Никольское бывших удельных крестьян со старой каменной Параскевинской церковью, пока не решили все же их объединить приказным административным порядком в составе Дубовского района в 1928 году.

В 1919–28 годах Новоникольское входило в состав Ленинского уезда, затем Дубовского района, с 1935 года - Пролейского (с 1959 года - Приморского) района, с 1963 года - Среднеахтубинского, а с 1965 года - Быковского района и находится там до сих пор.

В Новоникольском была создана сельскохозяйственная религиозная община еноховцев «Знамя братского труда».

Во время Сталинградской битвы 268-я истребительная авиационная дивизия полками дислоцировалась в Ново-Никольском и Верхне-Погромном.

В 2012 году в селе Новоникольском проживало более 1,8 тысяч жителей.

 

Люди

В 1918-1922 годах в селе Новоникольском служил священник Петр Никанорович Цветков (1878 – 1957), который был женат на Валентине Ивановне Нигровской (1883 – 1957), дочери протоиерея Иоанна Павловича Нигровского (1860-1921), служившего в 1886-1891 годах в Покровской церкви с. Средняя Ахтуба. Их дочь Валентина Петровна Цветкова (1917-2007), стала всемирно известной художницей, проживала в Ялте, и её картины украшают известные музеи, картинные галереи и частные коллекции.

Из посещавших село для общения со своими родственниками широко известен внучатый племянник (от брата священника Альбанова Петра Карповича) прослужившего более 45 лет в Новоникольском священника Иоанна Карповича Альбанова (1818-1891) Валериан Иванович Альбанов (26.05/7.06.1882 – после 1932), штурман, полярный исследователь, автор описания своего путешествия, благодаря которому стал прототипом штурмана Ивана Дмитриевича Климова в романе «Два капитана» Вениамина Александровича Каверина (1902-1989).

Смотреть фоторепортаж к статье

Сдам квартируСдам квартиру
06 ноября 2019 | 17:29Сдам
ПродамПродам
06 ноября 2019 | 17:03Продам
МТЗ 952МТЗ 952
22 октября 2019 | 20:18Продам